Фирменный стиль Музея петербургского авангарда («Дом Матюшина») — яркий, целостный, запоминающийся, современный и гибкий, представляющий посетителям совершенно новый образ художественно-исторического музея динамичного, живого, эмоционально насыщенного, интерактивного, современного.
Новый стиль подтверждает, что единственный существующий в России и мире музей не только петербургского, но и русского авангарда в целом, как одного из наиболее значимых в мировом искусстве ХХ века течений (и одного из наиболее популярных и востребованных на Западе, русских «брендов»), может быть интересен, открыт для инноваций, интерактивен, доступен для совершенно разных категорий посетителей и легко вписывается в современную жизнь.
Новый логотип одновременно вдохновлен эскизом к автопортрету «Кристалл» Михаила Матюшина, хранящимся в музее, некоторыми его живописными работами («Пространство», «Беспредметность», «Движение в пространстве»), а также природой кристаллической структуры в целом.
Знак не повторяет буквально эскиз картины в точности, он стал более геометричным, более абстрактным, выражающим идею движения, полета.
«...Душа ее была похожа на кристалл, в одно и то же время прозрачный и отражавший мир под самыми неожиданными углами и гранями... »
(Борис Эндер о поэте Елене Гуро, жене Михаила Матюшина)
Известно, что в период работы в ГИНХУКе (Государственный Университет Художественной Культуры) М. Матюшин в рамках своей программы «ЗОРВЕД. Расширенное смотрение» проводил исследования в области воздействия цвета на наблюдателя в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета — то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме «угловатость», цвет «звездится», теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится. Эта идея угловатости и способности «звездиться» заложена как в сам логотип, так и во все предметы сувенирной серии.
В основе образа нового логотипа поток света, проходящий через кристалл, в котором то выпуклые, то вогнутые формы создают вибрацию.
В рамках своей работы Михаил Матюшин интересовался кристаллизацией, уделяя внимание структуре кристаллов, их природе и возникающей в них интерференции света и цвета.
Сам «кристалл» представляет собой органическую форму, состоящую из неправильных многогранников, и основанную на их внутренней структуре.
От центра «кристалла» идут направления вверх, вглубь, назад и в ширину, создавая единство всего сущего, что отсылает нас к космогоническим предметно-беспредметным работам Матюшина 1910-х —начала 1920-х гг.
Таким образом, будучи двухмерным, тем не менее, новый знак создает своеобразную пластическую форму на плоскости, образуя новую меру пространства, упраздняя чувство притяжения
Направление движения знака — диагональ – усиливает впечатление движения
Прототипом второго графического элемента знака — неправильного четырехугольника — является несколько работ мастеров русского авангарда:
- К. Малевич. Супрематизм, 1917-1918
- И. Клюн. Одноцветная супрематическая композиция, 1917
- Л. Попова. Знак общества художников «Супремус», 1916-1917
- Л. Лисицкий. Сказ про два квадрата, 1920
- Л. Лисицкий. Плакат «Клином красным бей белых», 1919-1920
- Н. Удальцова. Рисунки для тканей (артель «Вербовка»), 1916
По отношению к своим прототипам элементы знака трансформируются в направлении пластического геометризма, ассимиляции характерных черт и идей русского авангарда и актуальных тенденций развития современного графического дизайна.
Использование двух цветов — голубого и черного — отсылка к 1910-м годам, когда в доме Матюшина, бывшего в то время своеобразным центром авангардного движения того времени, было основано издательство «Журавль», печатавшее кустарным способом — вручную, в две краски, на обороте дешевых обоев, маленькими тиражами — первые сборники футуристов, кубофутурстов, авангардистов.
Выбор именно этих двух цветов продиктован изучением подготовительных материалов М. Матюшина к работе о взаимодействии звука и цвета.
Новая отличительная символика музея разработана таким образом, чтобы обеспечить наибольшую четкость и узнаваемость при любых размерах и на любых носителях.
Частью визуального ряда нового стиля музея и его сувенирной продукции также являются вспомогательные графические образы: условное графическое изображение кристаллической решетки (контурное изображение знака «кристалла») и кристаллической структуры узора из пересекающихся линий и многогранников, основанного на регулярном расположении элементов.
Образ кристаллической структуры создает яркий запоминающийся визуальный язык и делает образ музея прозрачным и одновременно глубоким и многогранным. А также, что немало важно в современных условиях — соответствующим новым визуальным тенденциям и конкурентоспособным.
Другим важным вспомогательным графическим образом становится типографика, что также интегрирует в себе традиции русского авангарда и современные тенденции графического дизайна. При этом шрифтовая часть знака при переводе на другие языки не нарушает композиции всего знака в целом.
В рамках конкурсного проекта сувениров для Музея петербургского авангарда было разработано две сувенирных серии: «Кристалл» (основная) и «Будь как Малевич» (дополнительная).
Сувенирная линия «Кристалл» включает в себя: открытки, закладки, сувенирный буклет, оберточная бумага, футболки, сумки, елочные игрушки, маски для сна, браслеты, значки-броши, сувенирную посуду, кружки, тарелки, сервиз, кулоны, карманные зеркала, калейдоскоп, кресло, сноуборд.
Сувенирная линия «Будь как Малевич» представлена в виде: оберточной бумаги, бумажных вееров, елочных игрушек, подушек, масок для сна, галстуков, кубикаголоволомки, тарелки, кулона и запонок.